Психологическая подготовка детей 5-7 лет к соревнованиям.

Шубин Алексей Валентинович

Хотелось бы немного поговорить о подготовке детей, начинающих делать свои первые шаги в шахматных турнирах. Речь пойдет о психологической подготовке ребят.

Юные шахматисты 5-7 лет – это дети 1 и 2 года обучения. Именно они участвуют в самых массовых соревнованиях 4,5 разряда и безразрядников. Конечно, турниры бывают разных уровней: фестивали, районные, городские первенства или выездные. Для ребенка, впервые участвующего в соревнованиях, особенно при игре с записью, ранг турнира не имеет большого значения, если тренер и родители специально не обращают внимание на важность турнира.

1. Ответственность ребенка в шахматах

Первый вопрос, возникающий при подготовке к соревнованиям детей 5-7 лет – ответственность ребенка. Сотрудничество треугольника: тренер-ребенок-родитель станет эффективным, если юный шахматист подойдет к турниру с таким уровнем ответственности, который позволит ему внимательно играть в шахматы, выполняя указания тренера. Если уровень ответственности будет завышен (для каждого ребенка индивидуально), то страх сделать ошибку, что-то перепутать (запись, часы, неаккуратное движение), замечания противника, судьи повышают уровень тревожности настолько, что он блокирует мыслительный процесс. Высокий уровень стресса не позволяет эффективно принимать решения и дети много «зевают», начинают делать бессмысленные ходы, торопятся или просто сидят, «роняя флаг». При пониженном уровне ответственности юные шахматисты не прикладывают должных усилий для победы и, конечно, качество игры падает.

Способы повышения уровня ответственности перед соревнованием:

повышение статуса ребенка (можно повысить разряд, стать чемпионом района, города…);
объяснение важности мероприятия;
обещание приза за победу или хорошую игру;
наказание за плохую игру.

Есть категория детей, которые, имея определенные качества личности, сильно переживают, выполняя какую-либо деятельность. Им необходимо снизить уровень ответственности, тревожности, предлагая участвовать в соревнованиях; объяснив, что он будет играть в шахматы так же, как на тренировках и разрешить делать ошибки (понизить уровень значимости совершения ошибки). Тренер и родитель, сообща, должны сформировать оптимальный уровень ответственности для каждого ребенка.Способы повышения уровня ответственности перед соревнованием:

2. Эмоциональная восприимчивость детей в шахматах

Дети 5-7 лет очень эмоционально восприимчивы. Уровень шахматной подготовки еще не высок, поэтому основное внимание нужно обратить на режим дня. Соблюдение режима дня благоприятно влияет на здоровье и эмоциональное состояние ребенка всегда. Это особенно важно, когда требуется выполнение непривычной нагрузки на соревновании. Давно замечено, что если ребенка что-то беспокоит (шатается зуб, болит живот, есть небольшая ранка или он просто не выспался), то полностью включиться в игру за шахматной доской он не может; если за 2-3 дня до соревнования ребенок испытал сильные эмоциональные впечатления (посещение многолюдных мероприятий, аттракционы, аквапарк, очень удивительная передача по телевидению и др.), то 2-3 дня но «переваривает» эту информацию, а, значит, полностью включиться в другую. Деятельность ему невозможно. Исходя из вышесказанного, перед турниром необходимо исключить мероприятия, оказывающие сильное эмоциональное воздействие. Лучше пообещать (и сделать!) это по окончании соревнования, если ребенок настойчиво чего-то просит. Режим сна, прогулок, спокойная привычная еда и отсутствие сильных эмоциональных впечатлений обеспечат юному шахматисту благоприятную базу для достижения желаемого результата.

3. Самооценка детей в шахматах

Третьей важной составляющей подготовки юных спортсменов к соревнованиям является самооценка участника. Как уже говорилось, уровень шахматной подготовки детей 1-2 года обучения еще не высок, поэтому на первое место выходят психологические качества личности участников. На тренировках недопустимо обзывать ребенка, унижая его, говорить, что у него ничего не получится, если он будет заниматься так же, вроде бы побуждая прикладывать больше усилий. Это только кажется, что ребенок будет все время желать стать лучше. Кто-то раньше, кто-то позже при таком отношении совсем перестанет верить в свои силы. Шахматные ошибки должны быть обозначены тренером и показаны пути их исправления. Можно объяснить, что допустить ошибку может каждый, нужно уметь не повторять ее. Очень важно знать, зачем ребенок занимается шахматами: нравиться играть самому, интересное общение, заставляют родители… Исходя из этого, строить общение с ним. Вопрос самооценки ребенка как личности, как шахматиста очень важен. Например, на тренировке соперник сыграл незнакомый дебют и юный шахматист быстро проиграл. Связав незнакомое начало с поражением, может возникнуть неуверенность перед каждой партией: «А вдруг я опять не буду знать, как играть». В этом случае тренеру необходимо познакомить ученика с этим дебютом (несколько ходов и план) и поиграть другие незнакомые начала, объяснив законы дебюта. В 5-7 лет гораздо важнее как юный шахматист настроен на партию, верит ли он в победу, чем выбор дебюта.

Шахматная подготовка к первым соревнованиям должна включать в себя:

Развитие внимательности на одноходовые угрозы.
Доведенный до автоматизма процесс игры: после хода соперника надо записать его ход, посмотреть, зачем он так пошел и, исходя из угрозы и своего плана, сделать свой ход, нажать на часы, записать свой ход и… можно отвлечься, пока думает соперник.
Умение разыгрывать любой дебют.
Общие правила игры в миттельшпиле: нападай.
Основные законы эндшпиля: главной фигурой становиться король, он должен выйти из укрытия в центр.

4. Поведение родителей и детей между шахматными партиями

Еще один аспект успешного выступления на соревнованиях – поведение родителей и детей между партиями. В современных условиях проведения шахматных турниров для шахматистов младших разрядов, детям 5-7 лет приходится играть по 2-3 партии в день. Безусловно, это огромная нагрузка и очень важно правильно распределять силы. Родителям, которые хотят, чтобы их дети успешно выступили, необходимо между партиями выслушать ребенка, спрашивая об особенностях партии, так как дети очень эмоционально включаются в процесс игры. И, чтобы освободить место для впечатлений от новой партии, обязательно отработать эмоции по поводу предыдущей. Очень важно слушать, не оценивая ребенка, чтобы он почувствовал поддержку независимо от результата и был готов играть дальше. Подвижные игры хороши только на улице и при наличии большого (от часа) перерыва между партиями. Лучше рисовать, раскрашивать или слушать знакомую книжку (новая информация не желательна). Полезно разобрать партию с тренером, если тренер не очень эмоционален и, анализируя ошибки, больше учит, чем хвалит или ругает. Самая эффективная атмосфера – рабочая, а не эмоциональная. Компьютерные игры отнимают много сил, особенно, если ребенок эмоционально включается и сопереживает героям, хотя кого-то успокаивают логические игры или поднимается настроение от веселых героев. Родители должны знать влияние на их ребенка конкретной компьютерной игры и, исходя из этого, подбирать занятие или запрещать пользоваться электронными играми во время соревнований. Сытно кормить детей непосредственно перед партией не рекомендуется. Психофизиологи доказали, что организм занимается, в первую очередь перевариванием пищи, а оставшиеся силы идут на интеллектуальную деятельность.

6. Итоги — психологические особенности

Если тренер и родители хотят подготовить юного шахматиста к соревнованиям, то они должны обратить внимание на:

Уровень ответственности ребенка и уметь его корректировать.
Режим дня.
Самооценку ребенка как личности и как шахматиста.
Шахматную подготовку, навыки записи партии.
Проведение времени между партиями.

Разумеется, после турнира ребенок должен получить то, о чем с ним договаривались перед соревнованием. Окончив выступление в турнире успешно (критерии успеха определяются для каждого шахматиста индивидуально), ребенок должен быть готов к продолжению занятий.

Материалы взяты из сети интернет.


Лучшие
Мужчины
 
Юноши
 
Маслак Константин 2566
Суманеев Дмитрий 2450
Доронин Максим 2434
Вершинин Михаил 2409
Мололкин Виктор 2407
Печёнкин Андрей 2403
Рахимов Зиннур 2398
Худяков Александр А. 2371
Мололкин Андрей 2367
Трифонов Александр 2347
Случайное фото
Наш партнеры
https://bk-bets.ru
Виджеты
Новости из шахматного мира Волгоградской области у Вас в браузере