Поиск
    Мы в соц. сетях
    Форма входа
    Логин
    Пароль

    Форма регистрации
    Забыли пароль?
    Лучшие
    Мужчины
     
    Юноши
     
    Маслак Константин2555
    Суманеев Дмитрий2450
    Доронин Максим2434
    Вершинин Михаил2409
    Мололкин Виктор2407
    Печёнкин Андрей2403
    Рахимов Зиннур2373
    Худяков Александр А.2371
    Мололкин Андрей2367
    Трифонов Александр2347
    Календарь
    2017 Сентябрь
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 
    Партнеры
    Особое внимание к дебютам. Ошибка или точный расчет?
    Шубин Алексей Валентинович
    Бытует мнение, что зубрѐжка дебютных вариантов приводит лишь к тому, что Вы будете знать, как играть в начале игры, но понимания игры от этого не прибавится! И это будет являться причиной Ваших будущих проблем.

    В самом деле, а нужна ли зубрежка дебютных вариантов в детских шахматах?

    Детские шахматы сильно помолодели и если раньше нормальным считалось играть на соревнованиях без знания конкретных вариантов (лишь общие наброски, схемы, идеи и расстановки) вплоть до I разряда, то сейчас картина несколько иная.

    Попробуйте выиграть чемпионат России, скажем в возрастной категории до 11 лет, без добротно поставленного и отработанного дебютного репертуара. Не получится. Это факт. Я подчеркиваю "добротно поставленного и отработанного" (!), а не "из общих сведений и соображений" дебютного репертуара.

    Конечно, понимания от зубрежки и воспроизведения таких вариантов у ребенка сразу резко не прибавится. Однако, это лишь первый шаг в формировании такого понимания. Это основа и фундамент для дальнейшего мастерства. Такой метод "постановки и многократного воспроизведения" применяется во многих видах спорта: боевые искусства, гимнастика, спортивные бальные танцы и т.д. Где детки разучивают движения и многократно их отрабатывают, тем самым, рано или поздно, воплощая в реальность закон "количество переходит в качество". Улавливаете суть проблемы? В шахматах также. Через многократное (поначалу неосознанное воспроизведение "странных и непонятных" вариантов, периодически поясняемых тренером) приходит понимание, и, как следствие, мастерство.

    Почему же мнение о ненужности заучивания дебютных вариантов так крепко сидит в массах и не только детей и родителей, но и многих тренеров?

    Во-первых, чтобы ученику выучить и упорядоченно применить огромную массу дебютных вариантов на практике - нужно очень напрячься и постараться. А кто из нас готов на это? Правильно, мало кто, а дети и подавно. Это сложно, непонятно и попросту лень.

    Во-вторых, грамотно составить дебютный репертуар за черных и белых, в котором будет учтено практически все (ну или почти все) - под силу далеко не каждому тренеру. За такую работу берутся единицы. Почему? По той же причине: это очень кропотливая, сложная и неблагодарная задача, для выполнения которой требуется соответствующая квалификация тренера.

    Поэтому проще сказать ребенку и родителям: "Тебе еще рано ставить дебюты, все-равно не выучишь и ничего полезного от этого не получишь".
    Посмотрите вокруг! Спорт молодеет и шахматы - не исключение! Требования к результатам возрастают и то, что было нормально и правильно вчера, сегодня уже может не работать.

    Мое мнение - дебюты надо ставить если стоят серьезные спортивные цели и ребенок (и родители) осознают масштабность и сложность происходящего. В противном случае - не стоит даже и браться за это.

    И, в-третьих, конечно, шахматная партия состоит из трех частей: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. И уделять внимание необходимо всем трем стадиям, а также переходам от дебюта к миттельшпилю и эндшпилю. 

    Другой вопрос, что разному возрасту - разные дебютные варианты. Однозначно лишь могу сказать, что сначала необходимо научиться играть 1.е4! (открытые дебюты - черные отвечают 1...е5) и лучше острые, гамбитные варианты, насыщенные тактикой и быстрым столкновением сил.  

    Затем - полуоткрытые схемы (на 1.е4 черные отвечают любым ходом, кроме 1...е5).

    И только после этого, наигравшись вдоволь открытые и полуоткрытые схемы, переходить к тяжеловесным, требующим глубокого понимания, закрытым схемам (1. d4, c4, Kf3 и т.д.).

    Ребята, если хотите научиться играть в "правильные" шахматы, - следует поступать именно так. Не перескакивайте сразу на 1.d4, вот здесь-то, как раз, понимание будет приходить очень и очень долго. А развитие шахматного мастерства будет происходить однобокого и неправильно, бессистемно.

       

    Комментарии:

    Чтобы отправить комментарий
    Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на официальный сайт ВРОО «ФШВО» обязательна.
    © vlg-chess.ru 2017
    Created by Ulyev
    Рейтинг@Mail.ru