Поиск
    Мы в соц. сетях
    Форма входа
    Логин
    Пароль

    Форма регистрации
    Забыли пароль?
    Лучшие
    Мужчины
     
    Юноши
     
    Маслак Константин2555
    Суманеев Дмитрий2450
    Доронин Максим2434
    Вершинин Михаил2409
    Мололкин Виктор2407
    Печёнкин Андрей2403
    Рахимов Зиннур2373
    Худяков Александр А.2371
    Мололкин Андрей2367
    Трифонов Александр2347
    Партнеры
    Техника расчета - часть 2.
    Шубин Алексей Валентинович
    Техника расчёта вариантов.

    Попытка предвидеть ходы противника и как на них реагировать, называется расчётом. И. Хмельницкий в своём тест-учебнике «Шахматный экзамен» определил, что в статических позициях, где отсутствуют тактические и стратегические угрозы с обеих сторон, - расчёт не является необходимым. В динамических позициях ходы, которые создают угрозы, либо их нейтрализуют, выстраиваются в конкретные цепочки-варианты.

    Задание:

    1. Перечислить ходы-кандидаты, подлежащие рассмотрению;

    2. Выбрать ход, обосновав его.



    Целью этого примера выявить умение разобраться в позиции, требующей сложного разветвлённого расчёта, а также практичности мышления, которая здесь проявляется в отказе от заманчивых, но маловыгодных продолжений.

    При решении задания необходимо выделить возможные ходы-кандидаты. Их несколько: 1…е3,1…К:с4, 1…Ксd3, 1…Сf6, 1…Фd7. Целесообразно сразу же сузить перебор, начав расчёт с наиболее лёгких продолжений. Я обращаю внимание детей на ключевые моменты решения, сделав акцент на психологическом содержании расчёта. Так, например, если ученик просчитал вариант 1…К:с4 2. bc С:d4+ 3. Ф:d4 Ф:g5 4. Кd5 Фe5 5. Лad1, то это свидетельствует о чёткой фиксации позиции в уме, в частности, учёте слабости поля f6, вследствие размена Сg7. А мы ведь в этом случае развиваем способность думать в уме!

    Первые три хода-кандидата являются активными и наиболее заманчивыми, но требуют точного расчёта. Последние два хода (1…Сf6 и 1…Фd7) выглядят менее привлекательно, и имеет смысл тщательно изучать их лишь в том случае, когда неудовлетворительными окажутся результаты первых трёх продолжений.

    Тренируя расчёт сложных многовариантных позиций, полезно обсуждать задания с опытным наставником.

    Рассчитывая варианты слишком глубоко, можно потратить чересчур много времени и энергии, а это может привести к проигрышу в лучшей позиции.

    Б. МакКарти – И. Хмельницкий



    Белые создали динамическую позицию,заставляя в цейтноте «сжечь» своё время на расчёт сложных вариантов.
    32… cb3 33. С:b5 b2 34. Лe1 Л:d5 35. Сc4 Крf8
    36.С:d5 Л:d5!
    Расчёт вариантов, включающий в себя жертву требует повышенной точности. 37.Лb1 Ла5 и белые сдались. Матовые угрозы по слабой 1-ой горизонтали оказались решающими.
    Чтобы улучшить свои счётные способности рекомендуется:
    1.Практикуясь в основах тактики, стараться считать на один ход дальше.
    2.Учиться считать короткие варианты и записывать их на бумаге. Это поможет организовать свои мысли.
    3.Решать комбинации и задачи, не передвигая фигур.
    4.Научиться распозновать позиции, когда надо считать варианты, а когда нет.
    5.Определять все разумные защитительные ходы и находить пути их преодоления.
    6.Стараться внимательно считать цепочку варианта по одному разу.
    7.Рекомендуются програмные пакеты CT-ART и Studies.
    8.Больше решать этюдов и динамических эндшпилей.

    Холодец на королевском фланге.

    Очередной тур прошёл свой экватор. Партия Шапокляк – дядя Стёпа в разгаре. Времени на обдумывание хода ещё достаточно.

    Каспаров – Рибли



    Противник сыграл 26…С:е3.

    Размышления ШАПОКЛЯК: - ВОТ ВСЕ ГОВОРЯТ: «Женщины играют в шахматы хуже мужчин». Хуже, правильно, кто с этим спорит? А вот почему? Задумывался ли хоть кто-нибудь над этим? А я вот точно знаю, почему. Однажды видела фильм «Семь шагов за горизонт». В этом фильме был фрагмент о шахматах, где Михаил Таль показывал, как мыслит шахматист во время игры. При расчёте варианта фигурки бегали по всей доске. Если вариант не нравился, все фигуры с такой же быстротой бежали к исходной позиции. Так шахматист производит расчёт в уме.

    Но даже гениальный и обожаемый Таль не смог бы никакими силами показать, как мыслит во время партии женщина-шахматистка.

    Так, если 27. fe Ф:b5 28. Ф:b5 ab. Равенство? Непонятно. Так, снова… 27. fe. А он может мою ладью съесть и пешкой…

    И зачем это я надела зелёное платье? Сегодня такой свет, что я сама вся зелёная, как жаба…

    Да, отвлеклась… 27. fe ab…

    Какой симпатичный мужчина подошёл к столику, а у меня, как назло, позиция дырявая и выгляжу я сегодня плохо. Эх, чёрт меня дёрнул надеть зелёное.

    Так, надо сосредоточиться. А если использовать слабую восьмую горизонталь? 27. Лd8 С:f2 28. Кр:f2 Ф:b5. Интересно, что там делать Ферзю?

    На днях день рождения! Когда же я успею всё купить? На рынок бы сбегать… Вот если завтра не будет игры, сбегаю за мясом и сварю холодец. Гена с Чебурашкой придут, а Гена очень любит холодец. Но его варить долго, а ведь надо готовиться к последнему туру – маячит норма первого разряда… Так варить мне холодец или нет? Ананду хорошо: и деньги ему не нужны: миллионер, и холодец ему варить не надо. Да, опять отвлеклась. Итак, 27. Лd8! А всё-таки ладья здесь страшна или нет? 27…Л:d8 28. Лd5 С:f2+ 29. Кр:f2
    На работе ворчат: «Играешь в своих тернирах – играй, но всё сделай, будь любезна, к сроку». Начальнику хорошо требовать, а мне ещё холодец варить надо. Или не надо? Опять же, Гена с Чебурашкой придут, им не объяснишь, что холодец не сварила из-за долгодумания над 27 ходом…

    Но где это я? Ах, да! А ведь ладья на восьмой горизонтали, кажется, весьма страшна…

    Надо уже отдавать Эдуарда Успенского. Осталось чуть-чуть дочитать, а некогда. Да ещё этот холодец… Может не варить его? Всё хватит глупостей, считаю по новой: 27. Лd8 ab 28. Фd6. Выиграно? Итак: 27. Лd8 Л:d8 28. Лd5. А почему я, собственно рассматриваю только 28. Лd5? А если ещё что-нибудь поискать? А что даёт 28. Лb8? Это даже лучше или нет? Так, Лb8 или Лd5? «Колдуй баба, колдуй дед, есть ли лучший здесь ответ?» Так, так… Если выиграю эту и последнюю партию могу выполнить первый разряд…

    Надо обязательно купить белые перчатки к моему новому платью, всё-таки поздравлять будут.

    - Что? Упал флажок?! Не может быть!

    Так всё-таки варить мне холодец или нет?

    На Кубке мира в 1989г. Каспаров прошёл мимо подвернувшегося ему шанса и сам предложил ничью своему сопернику! Выигрыш достигался вариантом:

    27.Лd8! Ф:b5 28. Фd6 С:f2 (28…Лe8 29. Фe7 С:f2+ 30.КРg2! Фc6+ 31. Крf1 Фh1+ 32. Кр:f2 Ф:h2 33. Крe1 Ф:g3 34.Крd1! Фg1+ 35. Крd2 и шахи кончились). 29. Кр:f2 Фf5+ (29… Лс8 30. a4! Ф:a4 31. Ф:a6) 30. Крg2 Фc4+ 31.Крh3 Фf5+32. g4 Фf1+ 33. Крg3 Фg1+ 34. Крf3 Фf1+ 35. Крe3 Фh3 36. Крd4! (36. Крd2? Фh6+ 37. Крd1 g6) 36…c5+ 37. Крd5 Фg2+ 38. Крc5 Фg1+ 39. Крc6 Фc1+ 40. Крb7 Фb1+ 41. Крa7 Фg1+ 42.Кр:a6 и чёрным надо сдаваться.

    На тренировку техники расчета:

    1) Славин "Практикум. Стратегия. Расчет. Эндшпиль" http://webchess.ru/ebook/394.html

    2) Лобач, "Тактика и Эндшпиль": http://www.chessinform.com/lobach-2010-tactics-and-ending.html#more-135 (там внизу есть ссылки для скачивания).

    3) Богданович "Программа подготовки шахматистов-разрядников. I разряд - КМС" http://webchess.ru/ebook/195.html

    Из иностранных, народ хвалит книжку Valery Beim - How to Calculate Chess Tactics. 

    Еще можно порекомендовать методички в соавторстве Чехова, Архипова, Комлякова. Там тоже очень интересно описывалась новая техники расчет вариантов. а также нужно посмотреть книгу Дж.Нанна "Секреты практчиеских шахмат" кажется так книга называлась . все можно найти в сети. 

    Тренироваться надо именно решая позиции из задачников в условиях ограничения времени (минут 15-20 как в партии) и записывая просчитанные варианты. Постепенно количество просчитанных вариантов будет расти и самое главное, что будет улучшаться интуиция. Которая и подсказывает, что именно надо рассчитать. Из книг рекомендую "Рецепт от глупости" Пааты Гаприндашвили. 

    И еще ...

    В мире Го достаточно популярен такой метод работы с задачами - берётся сборник не только без комментариев, но и без самих решений. Только набор позиций, с указанием очереди хода. Ученик проходит по ним, затрачивая на каждую какое-то фиксированное время - от 1 до 10 минут, например. Задача считается решённой, если есть полная уверенность, что она решена. Если есть сомнения - просто двигаемся дальше. Вернёмся к этой задаче при следующем проходе.

    Считается, что в таком режиме лучше решить за единицу времени много простых задач, чем долго корпеть над одной очень сложной. Труднее всего соблюдать ключевое условие - никогда не смотреть в решения. Поэтому рекомендуется именно книга, а не компьютерная программа, создающая соблазн быстро кликнуть мышкой.

    Стремиться решить все подряд задачи - не правильная постановка вопроса. Некоторые их них могут быть слишком сложные или просто ребенок в процессе размышлений потерял веру в свои силы. Скажу больше, если даже потратив час удастся найти решение, то на мой взгляд, время потрачено не рационально. Самое важное, это сохранить в ребенке удовольствие от тренировочного процесса! Поэтому если задача не получается в течении 15-20 минут, то стоит перенести ее на завтра или дать наводящий вопрос, подсказку.
    А насчет Котова и интуиции, то тут нужно учитывать несколько деталей.
    - Он описывает свои тренировки в взрослом возрасте, а Вы помогаете ребенку. Для Котова шахматы были работой, которую хочешь-не хочешь он должен выполнять. Тренировку же ребенка стоит организовывать не столь примитивно.
    - Котов играл в другое время, когда контроль был 2,5 часа на 40 ходов. Тогда было время перелопачивать пласты вариантов, сейчас же интуиция становится более первостепенной.
    - Котов считающий варианты и Котов объясняющий методику - разные люди. Объяснял он слишком формализированно, так как педагогом никогда не был и с детьми не работал.

    Теперь, касаемо интуиции. Я сам до этого решал задачи, да и в партиях проводил тактику преимущественно по интуиции. Но я стал замечать, что она меня подводит, ввиду отсутствия дисциплины расчета - сижу долго, а рассчитать не могу. А когда доверял интуиции, решение не часто оказывалось верным. Когда на ученика вот смотрю - у него такое же отсутствие дисциплины. Часами готов сидеть и разбирать неверное решение позиции. И это еще задачи не слишком высокой сложности - 1 р. А как тогда быть, если задача высокой сложности? Довериться интуиции, что он сам разберется когда в партии возникнет такая ситуация?
    Конечно, можно остановиться и перестать решать такие "сложные" задачи. Только есть ли гарантия, что интуиция не подведет его в партиях. Особенно, если недобор типовых позиций?
    По поводу наводящего вопроса - я и это пробовал. После этого задача всегда решается. Только есть ли толк после этого? Мы целую книгу прорешали таким образом, а воз не сильно продвинулся с места.

    Возможно, главное здесь: количество рано или поздно должно перейти в качество.

    Помню, в начале 90-х, я задал вопрос тренеру о том, как выполнить норматив мастера спорта? Есть ли способ? Знаете что ответил наставник?
    - "Реши 2500 этюдов и станешь Мастером!".

    Вот так вот...

    Комментарии:

    Чтобы отправить комментарий
    Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на официальный сайт ВРОО «ФШВО» обязательна.
    © vlg-chess.ru 2017
    Created by Ulyev
    Рейтинг@Mail.ru