Поиск
    Мы в соц. сетях
    Форма входа
    Логин
    Пароль

    Форма регистрации
    Забыли пароль?
    Лучшие
    Мужчины
     
    Юноши
     
    Маслак Константин2555
    Суманеев Дмитрий2450
    Доронин Максим2434
    Вершинин Михаил2409
    Мололкин Виктор2407
    Печёнкин Андрей2403
    Рахимов Зиннур2373
    Худяков Александр А.2371
    Мололкин Андрей2367
    Трифонов Александр2347
    Партнеры
    Интересная статистика
    Шубин Алексей Валентинович
    Интересная статистика: 129 тысяч игроков в мире обладают рейтингом, при этом, только 20 тысяч из них достигли уровня 2200, 13500 добрались до 2250, а счастливые обладатели рейтинга 2300 и выше насчитывают всего 8150 человек. Отсюда очевидно, что именно здесь пролегает тот самый невидимый барьер, перейти который удается далеко не каждому. Ведь именно в этом рейтинговом промежутке игрок должен суметь перейти в новое качество, создать свой собственный стиль, видение игры, дебютный репертуар. В конце статьи мы приводим интереснейшие итоги опроса гроссмейстеров, пока же поделюсь своими соображениями.

    1. Пожалуй, необходимо заложить основы правильного мышления. Это касается счета вариантов, тактического зрения, позиционного понимания, владения эндшпильной техникой.

    Как когда-то написал великий Бронштейн, тактическое зрение – это тренинг, тренинг и еще раз тренинг. Достаточно довести количество решенных тактических упражнений до нескольких тысяч, как вы неизбежно почувствуете результат. Это, пожалуй, проще всего. Незаменимый помощник в этом – бесчисленные сборники комбинаций.

    Не намного сложнее обеспечить минимально необходимый уровень эндшпильной техники. Мне в этом помогли книги "Теория ладейных окончаний" (Смыслов, Левенфиш), "Стратегия эндшпиля" и "Контуры эндшпиля" (Шерешевский). Наверняка, в этой области появилось много чего нового, я же ничего лучше не встречал.

    Со счетом вариантов, думаю, всё обстоит намного сложнее. Во всяком случае, для меня Безусловно, главные авторитеты здесь – "Как стать гроссмейстером", "Тайны мышления шахматиста" А. Котова, труды М. Дворецкого и Д. Нанна. Будьте готовы, дорогие читатели, что здесь придется изрядно попотеть, зато и окупится сторицей. Очень трудоемкий этап.

    Наконец, построение дебютного репертуара. Полагаю, тут самое важное – суметь понять самого себя. Ведь определенный стиль, свойственный только вам, закладывается с первых ходов в шахматах, и необходимо, чтобы ваш репертуар идеально ему соответствовал. Сердце кровью обливается наблюдать, как шахматист, впадающий в панику при возникновении малейшей опасности для собственного короля, играет вариант Найдорфа или Французскую защиту – только потому, что это любимые дебюты Каспарова и Морозевича. Примеров тому – сотни и тысячи на каждом опен-турнире. Итак, на этом этапе шахматист обязан стремиться к созданию своей "собственной" теории, подходящей ему по стилю игры, мировоззрению, характеру. И Боже вас упаси довериться одному из образчиков бесчисленного потока шахматной макулатуры, которая устаревает, не успев попасть в типографию. Куда лучше отталкиваться от собственных выводов, сделанных на тематических партиях в вашей базе.

    2. Один из самых действенных способов совершенствования – угадывание ходов из партий великих шахматистов. Метод очень прост: предположим, вам нравится, стиль В. Ананда. Вы выбираете одну из выигранных им партий и пытаетесь угадать все его ходы так, как будто вы играете на его месте. Сначала итоги будут жутко удручающими, но при известном упорстве прекрасные результаты я вам гарантирую. Простите за нескромность, приведу пример из собственной практики. Примерно через год таких занятий я из длинной партии Сакс-Корчной (1989 г., Люцерн) угадал все ходы за исключением трех. Только тогда-то я и почувствовал, что что-то меняется…

    3. Практика, практика и еще раз практика. Сейчас, с появлением бесчисленных игровых серверов, реализовать эту часть программы стало совсем просто. Достаточно посмотреть на темпы роста юной волны элитных шахматистов – Х. Накамуры, У. Со, А. Гири, тех же Карякина и Карлсена, чтобы убедиться в фантастической действенности проверки всего и вся в игровых условиях. Ну, и совсем хорошо, если у вас есть спарринг-партнер примерно вашего уровня. Каждодневная конкуренция заставит вас расти в разы быстрее – проверено!

    4. А теперь, возможно, самое важное. До того, как приступить ко всем этим трудоемким и не самым простым упражнениям, неплохо бы понять: а действительно ли вы очень хотите добиться прогресса? У меня сложилось впечатление, что подавляющее большинство игроков сами себя в этом вопросе обманывают. Все описанные мною упражнения – отнюдь не легкая прогулка, и полумерами обойтись не удастся.

    Вот и всё. Уверен, вам будет интересно узнать, как этот путь удалось пройти моим коллегам-гроссмейстерам.

    Удачи!

    Влад Ткачев



    С. Шипов:

    Чтобы дойти до любого уровня, надо увлечься шахматами всерьез - это главное. Ленивое ученическое отношение, мол, отработаю этот урок через силу и получу четверку с минусом в дневник (и сойдет!) - верный путь к бессмысленной трате времени. Надо самому, от души хотеть добиться цели!

    Хороших книг - много. Рекомендую начать с советских, проверенных. Я, как и
    многие другие, учился по классическим хитам: "Первая книга шахматиста" Панова, черная серия "Великие шахматисты мира" (читал их запоем – оторвать не могли), "Контуры эндшпиля" и "Стратегия эндшпиля" Шерешевского.

    Плюс тщательный, серьезный критический разбор собственных партий. Не надо
    тешить себя иллюзиями, мол, играл хорошо, но досадно зевнул, сопернику
    просто повезло и т.д. Прогрессирует тот, кто сам себе - строгий судья.

    Дебюты желательно играть те, которые надежные и по центру. Кривизна в дебюте
    дает кратковременные выгоды, но при этом замедляет общее развитие шахматиста. Так что если хочется добиться серьезного уровня, не соблазняйтесь дешевыми ловушечными вариантами. Берите пример с хороших гроссмейстеров - тех, кто играет в похожем стиле. Они не подведут.


    А. Моисеенко:

    Книги: Избранные партии (Нежметдинов), "Аналитические и критические работы", 3 тома (Ботвинник), "Шахматное наследие Алехина" (Котов) – хотя мне уже тогда не нравились пятиступенчатые планы из Алехинских партий, "Вопросы современной шахматной теории" (Липницкий)

    Мне кажется, для того, чтобы прогрессировать, нужно любить шахматы, желательно живое общение с более сильным игроком и анализ своих партий. мне помогло, что я, изучая шахматные книги, старался найти ошибку, и когда находил, мне это казалось своей маленькой победой.



    И. Морович:

    Возможно, и есть какие-то "методы", но я могу сказать, что с самого начала был настоящим шахматным фанатиком. Я помню, как прочел десятки шахматных книг в возрасте с 9 до 12 лет, в основном, анализируя партии чемпионов мира, начиная с Морфи и Стаунтона и кончая Фишером и Карповым. Мне очень нравилось сравнивать дебюты, взятые из книги Бронштейна "Цюрих 53" с современными, находить новые вариации и применять на практике.

    Книги: "Моя система" (Нимцович), Fischer vs. Spassky - The Chess Match of the Century (Глигорич), "Шахматное наследие Алехина" (Котов).



    С. Рублевский:

    Наибольший вклад в мое развитие внесли занятия в школе Панченко. Каждый день у нас было по 2 лекции по избранной теме (слоновый эндшпиль, счет вариантов, дебют и т.п.), плюс практическое занятие для правильного усвоения материала – всего примерно 5 часов в день. Школа Панченко проводила две-три сессии в год, в них участвовало по 20 человек, и не было ни одного, кто бы не дошел до уровня 2350.

    Книги: "Акиба Рубинштейн" (Разуваев, Мурахвери), "Международный турнир гроссмейстеров. Цюрих 53" (Бронштейн), "Турнир звезд; Монреаль-79" (Чепижный). Мне очень нравилось переигрывать партии из этих книг на доске, чувствовать сам дух турнира. Думаю, именно это мне очень сильно помогло.

    Е. Мирошниченко:

    Сейчас шахматы очень изменились с появлением компьютерных программ, поэтому не уверен, что мой опыт всё еще актуален… Насколько помню, именно на этом уровне мы занимались действительно серьезным (как мне тогда казалось) анализом партий выдающихся мастеров прошлого, - Алехина, Рубинштейна, Ботвинника и т.д. Еще решали этюды, разыгрывали типовые позиции эндшпиля. Одним из очень полезных упражнений мне кажется угадывание ходов гроссмейстеров в классических партиях.

    Для меня знаковыми книгами в тот период были: "300 избранных партий Алехина с его собственными примечаниями" (Панов), пресловутая "Моя система" Нимцовича, "Вместе с гроссмейстерами" Горта и Янсы. Ну, и, конечно, нужно играть и анализировать с противниками, превосходящими в классе (банальность, конечно, но это полезно всякому).

    М. Кажгалеевкажгалеев

    1. Я много читал базовой литературы: «Моя система», М.М. Ботвинник, Карпов, Каспаров.
    2. Играл во всяких турнирах.
    3. Решал тактику по базовым учебникам и изучал эндшпили по Авербаху.
    4. Стал иметь свои разработки в дебютах и свое мнение по ряду позиций.
    5. Было большое желание хорошо сыграть и выиграть отдельно взятую партию или турнир.

    Вот так я и добился уровня 2200-2300.

    Материалы взяты из сети интернет.

    Комментарии:


    Какой - то нафталин по части книг. Я в своё время осилил и пятитомник эндшпиля под редакцией Авербаха, и обе упомянутые книги Шерешевского (они одной серией издавались, в какой - то желто - оранжевой мягкой обложке). Сейчас начинающему их читать, конечно не посоветую. А посоветую "Учебник эндшпиля Марка Дворецкого". Если игнорировать попытки ныне покойного Дворецкого пнуть всё ещё бодрого Авербаха, это лучшая книга по эндшпилю.
    Двухтомник Котова, посвященный творчеству Алехина молодому шахматисту тоже не самое полезное чтиво, шахматы сильно изменились за столетие. Вообще, Широв как - то, отвечая на вопрос "изучали ли вы партии Морфи", сказал что да, но шахматное развитие после этого остановилось на год (в опубликованном сегодня интервью Киму на чесспро он это повторил).
    Нимцович хорош, да, но как история. Я нигде не мог найти его книг, поэтому сначала изучил монографию Реймонда Кина, посвященную Аарону Исаевичу, потом его партии турнира в Нью - Йорке, потом "Мою систему на практике", только потом "Мою систему" и "Блокаду". Сейчас это, в общем - то тоже безнадежно устаревший материал.
    Черную серию вот советуют, но это серия только по цвету суперобложки (да и когда стали печатать в виниловой обложке, суперобложка пропала совсем в 80х). Сами книги внутри серии очень разные по качеству. Есть "В огонь атаки" Таля в соавторстве с Дамским, которая очень хороша, а есть совершенное непотребство по части комментариев.
    Из Ботвинника запомнилось только то, что он обделался перед дверью родной квартиры ребенком и понял, что никогда нельзя расслабляться. Потом был собран до конца партии и тем заработал себе много очков. Сами "Аналитические и критические работы" помочь в росте современному шахматисту могут едва ли.
    "Вместе с гроссмейстерами" Горта и Янсы... Полезна, да.
    "Международный турнир гроссмейстеров, Нейгаузен, Цюрих, 1953" Бронштейна отличная книга, но, как и многие, устаревшая. В том турнире Петросян осуществил позиционную жертву качества в партии с Решевским, и это веха в истории развития шахмат, но сейчас это просто обычный технический ход.
    "Турнир звезд. Монреаль 1979" просто халтура. Если "Турниры в Нью - Йорке" и книга Бронштейна отлично написаны, то эта - слепленный на скорую руку сборник партий.
    "Акиба Рубинштейн" Разуваев и Мурахвери - это из черной серии. Книга хороша, но, как и с Алехиным, речь там о совсем других шахматах.




    Ну и начальный посыл поста лукав: среди 2200- много тех, кто дошел, а потом потерял свои 2200 и 2300 и более. Ну и много "бумажных" шахматистов. Не мне тебе, Алексей, рассказывать про несуществующих людей, выполнявших рейтинг 2300+, а потом спускавших его до нуля в различных провинциальных круговиках (привет сталинградскому турниру с нормой ММ 98, кажется, года).
    Чтобы отправить комментарий
    Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на официальный сайт ВРОО «ФШВО» обязательна.
    © vlg-chess.ru 2017
    Created by Ulyev
    Рейтинг@Mail.ru