Поиск
    Мы в соц. сетях
    Форма входа
    Логин
    Пароль

    Форма регистрации
    Забыли пароль?
    Лучшие
    Мужчины
     
    Юноши
     
    Маслак Константин2555
    Суманеев Дмитрий2450
    Доронин Максим2434
    Вершинин Михаил2409
    Мололкин Виктор2407
    Печёнкин Андрей2403
    Рахимов Зиннур2373
    Худяков Александр А.2371
    Мололкин Андрей2367
    Трифонов Александр2347
    Календарь
    2017 Сентябрь
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 
    Партнеры
    Размышления о дебютной подготовке, или очень трудная тема
    Несытов Артем Андреевич
    Приветствую всех читателей!
    Очередной пост, в котором будет больше размышлений и меньше конкретики - пост о дебютной подготовке.
    Больше всего шахматных книг с большим перевесом написано как раз по дебютной тематике. Пишут много и по разному, начиная от "поделок" "гроссмейстера" Калиниченко, и заканчивая серьезными, фундаментальными работами Авруха и Халифмана, а ранее советской серии "Теория дебютов". Существуют также и объемистые дебютные энциклопедии, такие как "Энциклопедия шахматных дебютов" или иностранная многотомная "Encyclopedy of chess openings", прошедшая уже шесть переизданий. И, конечно же, большую, а часто и определяющую роль играют компьютерные базы.
    Казалось бы, предложить что-то новое здесь невозможно. Я и не собираюсь пускаться в детали обсуждения Берлинского эндшпиля или атаки Велимировича, а хочу изложить свое видение, как управлять всем этим огромным потоком информации и что из этого нужно юным спортсменам.
    Имеет смысл разделить обучение дебютам, равно как и все другое обучение, на этапы, соответствующие этапы подготовки спортсмена.
    Этап первый - стартовый. Ребенок занимается шахматами первый-второй год, именно в этот год он получает начальные, базовые знания и понятия о шахматах в целом, и о начале партии в частности. И здесь крайне важно заложить широко известные принципы игры в дебюте и постоянно их закреплять до автоматизма. Эти принципы замечательно описаны в статье международного гроссмейстера, известнейшего немецкого тренера русского происхождения Артура Юсупова:
    1. Быстрое развитие - основа разыгрывания дебюта.
    2. Шахматисты стремятся или захватить центр пешками, или развить на него фигурное давление.
    3. Имеет смысл каким-то ходом притормозить развитие соперника, затруднить его действия
    4. Постановка дебюта неразрывно связана с планами в миттельшпиле (как развился в дебюте - такой и будешь играть эндшпиль).

    (из книги М. Дворецкий, Артур Юсупов. Школа будущих чемпионов-2: секреты дебютной подготовки)
    Также есть ряд правил, более широко известных:
    1. Не ходите дважды одной и той же фигурой без веских причин
    2. В дебюте главное - развитие, а не атака.
    3. Не теряйте время на профилактические ходы крайними пешками
    4. Не занимайтесь пешкоедством
    5. Не выводите преждевременно ферзя
    По моему мнению, категорически нельзя на этом этапе ребенка терзать дебютными вариантами. Как-то давно я наткнулся на тетрадку начинающего, очень слабого шахматиста, не умеющего даже ставить мат ладьей. Открыв тетрадку, я пришел в ужас - на одной из страниц была "теория" защиты Каро-Канн (естественно, защита была написана по-детски Таракан). Я вдруг представил, что учащимся начальной школы 1-2 класса учитель вдруг ни с того ни с сего стал рассказывать про десятичные и натуральные логарифмы. Почему это не пришло в голову "тренеру" я не пойму.
    Первые год-два самые интересные, спортсмен набивает себе огромное множество всевозможных "шишек", но, при должном обучении, набив их, он твердо запоминает приведенные выше принципы. Это период замечательных дебютных экспериментов, иногда удачных, иногда не очень. С помощью экспериментов у шахматиста вырабатывается свой стиль.
    Этап второй, он же базовый. Пройдя первый этап, и получив свой третий, а то и второй разряд, спортсмен обязан перепрыгнуть на следующий этап - этап выбора "специализации". 
    Принципы-принципами, но дебютная теория существует не просто так. За столетие активного развития, а в последние десятилетия при помощи компьютера, были достигнуты значительные успехи и теория способна ответить на множество вопросов и показать лучшие пути к достижению перевеса белыми или к уравнению черными. Но бросаться с головой в "омут вариантов" не нужно.
    Для начала нужно понять, какой дебют все же изучать. Для этого, в принципе, необходимо ответить на два вопроса.
    Вопрос первый: "Какие позиции я предпочитаю?". Если игрок предпочитает острые позиции, взаимные атаки и прочие радости жизни, то ему надо выбирать что-то "нескучное": сицилианскую, староиндийскую защиты, волжский гамбит, разнообразные гамбитные схемы белыми типа гамбита Морра, королевского гамбита, шотландскую партию и т.п. Соответственно, для спокойных и осторожных есть свой пул дебютов: английское начало, дебют Рети, каталонское начало, русская партия, ферзевый гамбит черными, берлинская защита. Для "сбалансированных" игроков имеются в наличии ферзевый гамбит белыми, закрытые варианты в сицилианской и испанской партии, славянская и новоиндийская защиты и т.п.
    Вопрос второй: "Хорошая ли у меня память?". Если память хорошая и может удержать массу вариантов в голове, то надо идти в принципиальные дебюты с длинными дебютными вариантами, выглядящими для обоих шахматистов как ходьба по канату - шаг не туда - и летишь вниз. Если же с памятью есть проблемы - не беда! Есть другое множество дебютов, где главным является не знание дебютных вариантов, а знание основных идей и схем. Приведу пример на каждый из случаев:

    Бьорнссон - Сверрисон,
    чемпионат Исландии, 2014

    На диаграмме позиция из партии двух исландских шахматистов уровня кандидата в мастера FIDE. Был разыгран ускоренный Дракон сицилианки, один из самых агрессивных, и в то же время емких по затратам памяти вариантов. Однако эта позиция хорошо известно, и соперники играют стандартно:
    12. Kpb1 Лe8 13. h4 h5 это стандартные теоретические ходы. Но играющий белыми шахматист начинает утягивать своего менее искушенного партнера в пучину вариантов. 14. g4!? это уже "боковой" вариант, хотя и должен быть известен. В два раза чаще в этой позиции играют 14. Ch6, и, например, 14... Kc4 15. Cc4 Лc4 16. Cg7 Kpg7 17. Ke5 d5 с небольшим перевесом у белых. Ход в партии не в пример агрессивнее. 14... hg 15. h5 (собственно, если кто то не догадался, именно в этом ходе соль продвижения на g4). 15... Kh5 снова единственное, на 15... gh последует 16. Ch6 и 17. Фg5 со страшной атакой на короля. 16. Ch6 Kc4? белые своего добились - у черных закончился запас дебютной подготовки, и они допустили ошибку, ставшую решающей. По теории правильно 16... е6 17. Лdg1 Фf6 18. fg Сh6 19. Фh6 Фg7 c инициативой за пешку у белых. Теперь же все заканчивается не в пример быстрее 17. Сс4 Лс4 18. Сg7 Kpg7 19. Лh5 gh 20. Фg5+ Kpf8 21. Фh5 e6 22. Фh6+ Kpe7 23. Kf5+ 1-0

    Теоретическая позиция

    Пример с другого "дебютного полюса" не менее знаменит. Это позиция из разменного варианта ферзевого гамбита, известная как "карлсбадская структура". Эта позиция получается после следующего варианта: 1. d4 d5 2. c4 e6 3. Kc3 Kf6 4. cd ed 5. Cg5 c6 6. Фc2 Ce7 8. Cd3 0-0.
    Теории и дебютных вариантов в этой позиции, как и во всех других пруд пруди. Хорошо тем, кто обладает отличной памятью - выучил и пошел за доску. А что же делать тем, у кого с памятью все туго (к ним я отношу и себя)?
    Выход прост - запоминать не ходы, а идеи, планы и схемы. Например, для уверенной игры в приведенной выше позиции, необходимо вместо тонны вариантов знать следующие идеи:
    1. Белые могут организовать наступление пешечного меньшинства а3-b4-b5 с целью ослабить пешечную структуру черных и создать там слабость, которую впоследствии можно атаковать.
    2. Белые могут избрать план, связанный с захватом центральных полей: Kf3 - Ke5 - 0-0 - f4 с последующий игрой на зажим
    3. Белые могут избрать план, связанный с атакой центра: Ke2 - 0-0 - f3 - e4
    4. Белые, в конце концов, могут избрать неожиданный план, который я увидел в одной из партий Каспарова - сыграть 0-0-0 с последующей атакой разносторонних рокировок.
    Черные, в свою очередь, должны препятствовать реализации планов белых и по возможности организовывать размены легких фигур.
    При всей кажущейся простоте этот метод весьма сложен, поскольку счет и работу за доской никто не отменял, а для поиска идей приходится тратить даже больше времени, чем для заучивания вариантов.
    На втором этапе тоже есть множество неудачных примеров тренерской работы. Самый страшный из них я видел неоднократно. Великолепно этот случай описывает Марк Дворецкий, один из лучших тренеров мира:
    "Когда я преподавал в институте физкультуры, один из студентов, кандидат в мастера, не очень удачно выступающий в турнирах, показал мне свои партии. Меня удивило, что он, сам по себе парень спокойный, рассудительный, играет острые дебюты: сицилианскую, староиндийскую...
    С чего бы это? Оказалось все просто. Он занимался в той группе московского Дворца пионеров, тренер которой увлекался теорией модных дебютных вариантов. То есть, выбор дебютов зависел не от его собственных вкусов, а от вкусов тренера. Я ему посоветовал сменить репертуар, в частности, перейти белыми на 1. d4. Вскоре результаты студента возросли, так как он стал играть в свои шахматы"

    (М. Дворецкий - Формирование дебютного репертурара).
    Определились с дебютами и с методом их изучения? Тогда вперед.
    Если был выбран метод изучения заучиванием, то обязательно необходимо для начала заиметь "Малую дебютную энциклопедию" от 1985 года, или же найти на просторах всемирной паутины "Small encyclopedy of chess openings", и начинать заучивать варианты, от "боковых" к "главным", как они и идут в той самой книге. Для лучшей усвояемости необходимо периодически себя тестировать - закрывать теорию и ход за ходом разыгрывать варианты, помечая ошибки и их количество.
    Если же был выбран метод изучения дебюта через идеи, планы и т.п., то предстоит колоссальная подготовительная работа. Чтобы понять и обогатиться идеями необходимо просмотреть сотни прокомментированных партий гроссмейстеров и тщательно проанализировать их самому. Партии эти необходимо тщательно подбирать. Никуда не деться и от заучивания "стержневых" вариантов - дерево идей обязательно должно иметь ствол в виде главных вариантов дебюта.

    Продолжение следует...

    Комментарии:

    Чтобы отправить комментарий
    Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на официальный сайт ВРОО «ФШВО» обязательна.
    © vlg-chess.ru 2017
    Created by Ulyev
    Рейтинг@Mail.ru